No Image

Цвета русского народного костюма

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
06 мая 2020

Русская традиционная одежда имеет свою богатую историю. Она является отражением нашей национальной самобытной культуры. Русская традиционная одежда – это важнейший элемент нашей национальной культуры, ценность которого, мы, к сожалению, перестали понимать. А ведь русская одежда, это, без преувеличения, отражение русской души, в ней отображался весь внутренний мир человека. Глядя на одежду можно было сразу понять – чем живёт человек.

Первое, на что следует обратить внимание – это цвета русской национальной одежды. Они очень символичны и имеют глубокую историю, которая уходит своими корнями в древние века. Главные цвета русской одежды – белый и красный. Это не случайно. Белый цвет – особый. Не следует забывать о том, что русская семья – это, прежде всего, православная семья. И испокон веков каждый русский человек крестился именно в белой крестильной рубашке. Почему русские люди для обряда крещения всегда выбирали белые цвета для крестильной одежды? Ответ на этот вопрос достаточно прост.

Белый цвет – это символ чистоты, радости, обновления. Он говорит о том, что душа человека светла, очистилась от грехов и готова войти в Царство Небесное. Белый цвет – это символ невинности, символ победы духа над плотью. Поэтому белый – это основной цвет русской одежды.

Красный же цвет обозначал красоту, радость, любовь, полноту жизни. Недаром в русском языке до сих пор существует выражение – «красна девица», в значении красивая девица.

Помимо этого важной чертой русского национального костюма была простота и экономичность. Одежда простых крестьян должна быть свободной, просторной, не сковывать движений, а также быть лёгкой и практичной. Из истории нам известно, что основой как мужского, так и женского костюма была длинная рубаха. Она могла быть как белого, так и красного цвета. Рубахи шились прямые с длинными или короткими рукавами, и, обязательно, из натуральных тканей – льна, хлопка или шёлка. Рубахи были хоть и простые, но необыкновенно красивые, зачастую их украшали вышивкой, орнаментом, бисером, а также и жемчугом. Узоры, украшавшие рубахи, имели особое значение. Такие узоры, зачастую вышитые крестом, оберегали человека от дурного глаза, от болезней и скорбей. Недаром, и крестильную рубашку для мальчика и девочки старались также украсить узором на православную тематику, чтобы ребёнок уже с самых ранних лет был защищён от напастей и бед.

Также большое значение имело расположение цветов в одежде. Низ одежды должен быть тёмный, т.к. она символически связалась с землёй — Матушкой. А верх – обязательно был светлым, ведь верхняя часть одежды всегда символизировала небо.

Поверх белой или красной рубахи женщины надевали летник. Это верхняя женская одежда была длинной, застёгивалась до горла, имела очень широкие рукава. Зимой летник был оторочен мехом. Летом мог украшаться бисером, жемчугом. Летник также шили в основном из красной ткани.

Помимо основного красного цвета могли использовать в костюме синий, зелёный, голубой, малиновый цвета.

Также к элементам русского женского традиционного костюма относят понёву (шерстяная юбка), которая была очень распространена вплоть до начала XX века, и сарафан, который отличала богатство и красота вышивки.

По тому, как именно, были одеты девушки и женщины на Руси можно было многое узнать, вплоть до того, сколько ей лет, замужем ли, есть ли дети и сколько их, каков достаток в семье и т.д.

Несомненно, одно, русский национальный костюм – это наша гордость, наша самобытная история, которую забывать нам нельзя. В последнее время возрождается традиция крестить детей именно в традиционной русской крестильной одежде, это хороший знак того, что русский народные традиции не утрачены, и начинается их возрождение.

Рубрики

  • История России (143)
  • Народные обычаи, традиции, нравы (49)
  • История (37)
  • Исторические личности (34)
  • Романовы (25)
  • История храма (14)
  • Известные личности (13)
  • Россия в живописи (7)
  • Архитектура (6)
  • Труд и быт (4)
  • Русская культура (4)
  • Поэзия (130)
  • Духовное (58)
  • Времена года (20)
  • Стихи о танцах (16)
  • О России (16)
  • Женский образ (8)
  • Стихи о матери (7)
  • О природе (2)
  • Живопись (123)
  • пейзажи (82)
  • художники (72)
  • Портреты (53)
  • Женский образ (25)
  • Дети (13)
  • Натюрморты (2)
  • Декоративно — прикладное искусство (96)
  • Народный костюм (68)
  • История вещей (9)
  • Иконы (5)
  • Фарфор (5)
  • Ювелирное искусство (4)
  • лаковая миниатюра (3)
  • Эмаль (2)
  • бисер (2)
  • Мебель (2)
  • финифть (2)
  • Майолика (1)
  • Палех (1)
  • Перламутр (1)
  • Праздники (84)
  • День Победы (20)
  • Рождество (18)
  • Пасха (17)
  • пасхальные открытки (6)
  • Крещение Господне (5)
  • Троица (4)
  • Благовещение (4)
  • Троица (3)
  • День защитника Отечества (3)
  • Новый Год (3)
  • Вербное воскресенье (2)
  • Русский костюм (76)
  • История костюма (60)
  • Женский костюм (51)
  • Головной убор (19)
  • Мужской костюм (15)
  • Свадебный костюм (13)
  • Живопись (2)
  • Полезная информация для дневника (75)
  • Рамочки (43)
  • Рекомендации (21)
  • Сайты (7)
  • Клипарты (4)
  • Духовный мир (38)
  • Истории из жизни (16)
  • Советы (10)
  • Духовные песни (8)
  • Проза (7)
  • Личное (32)
  • Времена года (27)
  • Осень (27)
  • Молитва (23)
  • Пейзажи (21)
  • Музыка (20)
  • Полезная информация (19)
  • Украина (13)
  • Поздравления (13)
  • Клипы (4)
  • История (3)
  • Просьба о помощи, просьба молитв (1)
  • Ангелы (1)
  • Православие (399)
  • Иконы Божией Матери (83)
  • Притчи (62)
  • Праздничные иконы (51)
  • Поучения (37)
  • Поминовение усопших (35)
  • Иконы святых (29)
  • Храмы, соборы, монастыри (21)
  • Живопись, искусство (19)
  • Проповедь (18)
  • День Ангела, именины (5)
  • Посты (2)
  • Православные сайты (1)
  • Кутья (1)
  • Секты, псевдосвятые, псевдоиконы (1)
  • Святые (59)
  • Церковные праздники (106)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Понедельник, 20 Августа 2012 г. 08:56 + в цитатник

Символика цвета в русском народном костюме носила двоякий характер : социальный (обозначение полово-возрастной, а в более ранние времена — и племенной принадлежности), и мистический (обереги, графические "заговоры"). Однако эти функции настолько тесно переплетались между собой, что проще говорить "такой-то цвет обозначал то-то (социальное значение) потому-то (мистическое обоснование)", чем пытаться их разделять.

Очевидно, что символические значения могли получить только те цвета, в которые крестьянин реально мог покрасить ткань в домашних условиях. Более того — не просто в домашних условиях, а еще и в глубокой древности, когда складывался символический язык. Поэтому вначале рассмотрим три древнейших (и основных в символическом языке одежды и вышивок) цвета : белый, красный и черный.

1) Белый (кремовый) .
Этот цвет давали лен (беленый или небеленый) и шерсть. Причем, поскольку отбелка льна требовала дополнительных затрат времени и сил, то беленую ткань могли себе позволить только зажиточные и знатные люди — и этот цвет сразу становился признаком высокого социального статуса носившего. Впрочем, символически "льняной" цвет тоже считался белым.

Белую одежду носили люди в любой переходный период жизни. Люди верили, что при переходе от одного этапа жизни к другому граница, отделяющая "тот" свет от "этого", истоньшается и начинает просвечивать — и на человека падает отсвет Ирия (Рая). Таким образом, в белом (с минимумом украшений или вовсе без них) ходили дети до 7-8 лет, старики, невесты (правда, всего несколько дней, а иногда даже часов непосредственно перед венчанием) и рекруты. Кроме того, белый цвет считался символом замужней женщины-матери, в противовес красному — девичьему (это связано с тем, что по народным представлениям здоровая замужняя женщина должна была рожать каждый год). Нет, это не означает, что женщины не носили красного — носили, но существенно меньше, чем девушки, и уже больше в качестве отделки, а не основного цвета костюма.

Итак : белый цвет — свет Ирия, духовная (в более поздние времена — также и загробная вообще) реальность, зрелое женское начало.

2) Красный.
Красный был первым цветом, который начали использовать (еще в палеолите) люди для обрядовых целей. Он получался при обработке маренового корня, червеца (кошенили), красного железняка и некоторых сортов охры.

Красный с очевидностью осмысляется как кровь и огонь. По ассоциации с током крови, он обозначает потоки силы (от человека к природе и от природы к человеку). Поэтому в обрядовой одежде возникают полосы-"струи" (как, например, в пожнивных рубахах — сила, стекающая в пашню), а в ежедневном костюме — встречающийся по всей России "контурный оберег": красная ("огненная") оторочка по вороту-рукавам-подолу рубахи (как мужской, так и женской).

Символика цвета в русском костюме.
Читайте также:  Мировые войны в истории человечества таблица
Пожнивная рубаха
Откуда: Вологодская область. Время: середина 19го века. Возрастная категория носившей: начиная с возраста невесты и до окончания детородного периода. Социальная категория носившей: девушка ( но НЕ "старая дева" !) и/или замужняя женщина. Работа Ирины Жуковой.

Как это ни парадоксально, но каждый "истинно православный" житель русской деревни был обязан иметь комплект ритуальных языческих костюмов для разных житейских ситуаций (почему так исторически сложилось — разговор отдельный, и об этом — не здесь). Покрой и декор этих костюмов был очень архаичен и сохранялся неизменным вплоть до середины 20го века (в частности, в них так и не начали использовать набивные фабричные ткани, допускался только фабричный однотонный кумач). В качестве основной (белой) ткани использовался беленый ("двухгодичный") лен, который дает яркий белый цвет (в отличие от небеленого — кремового). Полосатые участки (рукава и кокетка) шились из красно-белой пестрядины.

Кроме того, в России в каждой губернии (а зачастую даже и в каждой деревне) был свой фасон одежды. Согласно записям ученых-этнографов бр.Соколовых [5] (конец 19-начало 20вв), даже еще в это время на ярмарке в центральных районах России можно было по костюму определить, из какой деревни приехали люди. Поэтому фасон ярославской пожнивной рубахи разительно отличается от вологодской.

Данная рубаха как раз и является таким ритуальным костюмом : подобным образом должны были одеваться ВСЕ женщины и девушки деревни в первый день сбора урожая (вот в этой книге [1] есть архивные фотографии). Покрой рубахи характерен для северных и центральных губерний России : так называемые "прямые палики" (плечевые детальки красного цвета), манжет без оборки, красная ластовица и красный "контурный" оберег по срезам (горловина, низ рукавов, низ рубахи). Поскольку рубаха предназначена для урожайных земледельческих работ, то палики (плечи) не вышитые, а просто из кумача, т.к. основное уважение должно быть выказано не небесным богам, а Матери-Земле, и украшать, следовательно, нужно подол.

По земледельческим представлениям, Мать-Земля буквально "рожала" рожь-пшеницу-и т.п., затрачивала на это часть своей плодоносящей силы. Соответственно, собирая урожай, люди должны были ей эту силу возместить, иначе в следующем году ничего не вырастет. Поскольку красный цвет в народном представлении символизировал кровь и жизненную силу, то подолы жнивных рубах плотно покрывались красными полосами, чтобы сила эта "стекала" в землю. В Ярославской губернии подолы украшались особенно богато, узорная полоса там достигала 60 см.

По рукавам тоже делались красные полосы (ведь руками жница касалась земли и колосьев), но уже меньше.
Разумеется, в настоящих рубахах полосы на подоле и рукавах были вытканы прямо на полотне. В изготовлении же этой рубахи была использована тесьма. Правда, узор (порядок полос, какая полоса шире/уже, где какая строчка и т.п.) скопирован в точности с музейного образца (можно сказать, "честно повторены все ошибки деревенской мастерицы").

Над полосами (фактически, по уровню живота) рубаха украшалась ритуальной вышивкой, изображавшей Рожаниц, Древо Жизни, солнечные колесницы, коней, птиц и прочие сюжеты, связанные с плодородием почвы и солнечной оплодотворяющей энергией. Судя по фотографиям, изначально узоры были более символические (потому что архаичные), и выполнялись в технике набора или крестиком (или просто делались способом браного тканья). Но к 19му веку символизм в народном искусстве стал уступать место "реализму" ("надо, чтобы было похоже"), соответственно и техника вышивки изменилась : стали применять роспись и тамбурный шов (заимствованный из Франции).

В данном случае вышиты Рожаницы, Мать и Дочь (в центре) и Древо Жизни (по сторонам). К сожалению, мастеру не удалось найти достаточно четкую фотографию именно ярославской вышивки, поэтому вышивка здесь из Олонецкой губернии (начало 19го века). Вышивка выполнена в технике росписи .

Еще следует не забывать, что в языческой религии славян боги Солнца и Огня — это мужчины. Тем самым красный цвет становится связан с мужским, "ярым", плодоносящим началом, и при этом — с сугубо земными (плотскими) аспектами плодородия (КРАСивый — красота человека понималась как готовность к размножению, как выражение плотской мощи, как мужской, так и девичьей). Естественным образом, в одежде девушек "на выданьи" и молодых женатых мужчин преобладал красный цвет.

Итак : красный цвет — кровь (сила), огонь (защита), материальная реальность, зрелое мужское начало и готовое к реализации женское.

3) Черный (и другие темные цвета : темно-серый, коричневый).
Это естественные цвета шерсти, кроме того, такой окрас ткани можно получить, используя т.наз. "чернильные орешки".

Одежду темных тонов носили в некоторых областях старые люди "второго" периода старости ("дряхлые" или "ветхие" — после 70 лет), а также "старые девы" и "чернички". То есть, в сущности, это цвет отказа от мира вообще и от размножения в частности . Люди детородного возраста и положения старались избегать его в одежде. Однако, после раскола русской церкви, в среде старообрядцев этот цвет стал употребляться для женских сарафанов (и далеко не всегда только для "молельных"). Исключением является одежда Воронежской области, где черный присутствует даже в свадебных костюмах (а черные воронежские вышивки поражают богатством узора и благородством вида).

Итак : черный цвет — физическая дряхлость, неспособность к размножению, отказ от мира.

Кроме этих основных цветов, русские люди до появления мануфактур (т.е. до второй половины 19го в.) использовали в своей одежде :

4) Желтый .
Некоторые сорта охры дают не только красный цвет, но и спектр от желто-золотистого до темно-коричневого.

5) Синий и 6) Зеленый .
Эти три цвета присутствуют в отделке одежды уже в 13 веке (согласно результатам раскопок в Новгороде), но в качестве основного цвета костюма возникают уже довольно поздно (18 век). Причем, в эти цвета в основном окрашены не домотканые, а привозные (из Китая и Ирана) ткани. В некоторых областях синие сарафаны носили женщины, находящиеся в браке более пяти лет, но еще не перешедшие в категорию "старух", а синие рубахи — мужчины первого периода старости ("престарелые", 50-70 лет), имеющие внуков. Видимо, этот цвет воспринимался в мифологическом сознании как "уже не красный, но еще не черный".

Пожнивная рубаха
Откуда: Ярославская область. Время: середина 19го века. Возрастная категория носившей: начиная с возраста невесты и до окончания детородного периода. Социальная категория носившей: девушка ( но НЕ "старая дева" !) и/или замужняя женщина. Работа Ирины Жуковой.
Читайте также:  Как красиво покрасить длинные волосы
Откуда: Алтай. Время: середина 19го века. Возрастная категория носившего: 30-50 лет. Социальная категория носившего: солидный женатый мужчина (возможно, глава семьи). Работа Натальи Марчук.

Алтайские кержаки являлись потомками русских старообрядцев, бежавших еще в конце XVII — начале XVIII вв. от религиозных преследований с севера России : Архангельской губернии, Поморья и Пермского района.Позже (уже на Алтае) к ним присоединялись разного рода беглые (от крепостного права и с каторги).

Фасон мужской рубахи очень древен. В смысле покроя и фасона русские люди были очень консервативны, "надо чтобы все как у прадедов заведено": поскольку рубаха воспринималась как вторая кожа (т.е. часть тела), а тело (физическую жизнь) защищали и охраняли предки, то надо было, чтобы они (с неба) прямо по одежде видели, кто свои, а кто чужие. А вот ткани, из которых одежда шилась, менялись очень сильно, в зависимости от того, что можно было достать в данное время. Чаще всего это был домотканый холст, но к концу 19го века стали использовать и покупные ткани : кумач, сатин, шелк. Показаную рубаху нужно отнести ко второй половине 19го века, т.к. тесьма уже с очевидностью фабричная, а не ручной выделки (только с этого времени стали налаживать ткацкие мануфактуры, до этого все было вручную).

Рубаха синяя, что указывает либо на "первый" возраст старости носителя (50-70 лет, "престарелые"), либо на статус старшего мужчины в семье (т.е. носителю могло быть лет 25-30, но если оноставался последним взрослым мужчиной в роду, то мог носить синее). Ворот, рукава и низ рубахи отделывались кумачом и тесьмой ("контурный оберег"). Кроме того, все швы закрывались либо тесьмой, либо кумачом. Ластовицы (подмышечные детальки) тоже делались красные.

Верх рубахи делался на подкладке. Для подкладки использовалось что угодно : от домотканой пестрядины до обрезков покупной набивной ткани (в более позднее время).

Рубаха практически не украшена, т.к. это уже не жениховско-молодежная вещь, призваная привлечь внимание, а одежда солидного достойного мужчины (либо по возрасту, либо по статусу).

Рубрики: Русский костюм/Мужской костюм
Русский костюм/Женский костюм
Русский костюм/История костюма
Декоративно — прикладное искусство/Народный костюм

Метки: русский национальный костюм история костюма русский костюм народный костюм женская одежда мужская одежда

Процитировано 14 раз
Понравилось: 5 пользователям

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. Русский народный костюм представляет два основных типа — северный и южный. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды.

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Одежда знати — византийского типа. В XVII веке в одежде появились заимствования из Польши: польский кафтан, польская шуба. Для защиты национальной самобытности указом от 6 августа 1675 года стольникам, стряпчим, дворянам московским, жильцам и их слугам было запрещено носить одежду иностранного образца [1] . Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству.

Читайте также:  Как сделать рисунок на лице

Фасон одежды крестьян не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё — немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех въезжающих в город в русской одежде и с бородой брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного [2] .

Содержание

Мужская одежда [ править | править код ]

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. У русских мужских рубах XVI—XVII веков под подмышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырёхугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5—4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.

Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Мужской русский народный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом [3] .

Верхняя одежда [ править | править код ]

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.

Опашень — долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.

Свитка. Обычное название для верхней одежды — свитка или свита. Она может быть и распашной (кафтан), и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой. Свита снабжалась цветной окантовкой по краям рукавов, обычно также по подолу, вороту. У верхней рубахи между локтем и плечом иногда помещалась ещё одна цветная полоса. По крою же в общем соответствует сорочке (нижней рубахе). По борту кафтана располагалось около 8—12 пуговиц или завязок, с разговорами.

Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками. Шили её обычно из сукна и других шерстяных тканей. Носили и в рукава, и внакидку.

На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами.

Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь»), и внакидку.

Безрукавная епанча (япанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная епанча — из грубого сукна или верблюжьей шерсти. Нарядная — из хорошей материи, подбитой мехом.

Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, черно-бурки. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая. Рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя, широкий отложной воротник и обшлага были декорированы мехом. Шуба шилась мехом внутрь, сверху шубу покрывали сукном. Мех всегда служил подкладкой. Сверху шуба покрывалась различными тканями: сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили летом и в помещениях.

Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели широкий отложной меховой воротник, начинавшийся от груди. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу — в подоле до 3,5 м. Спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти, до пола и имевшими спереди до локтя, прорезы для продевания рук. Воротник и обшлаг были меховые. Шубы застёгивались на пуговицы или кляпыши с петлями.

Головные уборы [ править | править код ]

На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.

Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Женский
0 комментариев
No Image Женский
0 комментариев
No Image Женский
0 комментариев
Adblock detector