No Image

Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности

0 просмотров
06 мая 2020

Этикет-наука о поведении. Строгая регламентация поведения и общения людей пронизывает всю историю человечества. Этикет — вообще — это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет — составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определённая форма поведения. Хотя этикет, в конечном счёте, выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в действительности же имеет чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания форму. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии "должного" поведения. Именно эта ценностная значимость норм и правил, которое соблюдает данное сообщество, и лежит в основе их поведения, т.е. этикета. Этикетные правила лишь составляющая сложной системы нравственной сферы жизнедеятельности человека. Структурными основными частями этой сферы являются: нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственное поведение.

Ещё в период первобытного человеческого стада стали складываться некоторые стереотипы поведения (которые можно рассматривать как зачатки нравственных отношений и этикетных форм). Строго говоря, существуют лишь две исторических формы этикета: патриархальная, демократическая. Патриархальный этикет берёт свое начало в самых глубинах веков — у начал человеческой культуры. Необходимость возникновения этикетных норм была обусловлена биологически. В человеческом стаде отсутствовали инстинкты, отвечающие за поддержание и сохранение рода. Уже на уровне биологической выживаемости встаёт проблема воспитания. Постепенно, с накоплением в человеческом сообществе различных умений и навыков по обживанию и освоению окружающей среды, в воспитательных комплекс входит и система передачи этих знаний. Со становлением родового (первоначально — материнского) строя нормы поведения нравственности проникают во все области человеческого бытия. Сложные традиции и обряды складываются и в экономической деятельности (охота, ткачество, рыболовство, приготовление пищи и т.д.) и в "политической" (управление внутри рода, взаимоотношения с соседями-соперниками по освоению территории, военные действия и т.д. и в сфере воспитания; и в процессе бытия индивида (рождение, взросление, женитьба, смерть). Появляются новые традиции: инициации и табу, в которых закрепляются навыки жизнедеятельности, ритуализируется факт перехода в другую возрастную группу. В родовом строе появляется и религиозные формы отношения к миру. С помощью, которой нормы поведения людей сакрализируются.

На стадии отцовского рода с развитием человеческих умений по освоению окружающей среды, с возникновением власти и появлением имущественного неравенства, формируется новая мораль, новый "кодекс чести" человека. В нём закрепляется власть отца, полноправного владыки большой семьи. Эти нормы и правила распространяются не только на семейно-брачные отношения, но и на все сферы человеческой деятельности. Следы патриархальной нравственности и этикета бытуют и по сей день.

Демократический этикет имеет более короткую историю. Демократизация этикета начинается со снятия клейма отцы-дети со всех человеческих отношений. В этикетные формы отношений вовлекается всё больше людей. Если раньше этикет был только для избранных (знати), то теперь он становится достоянием народа. Изменяется и содержание этикета, так как меняется общество, в котором он функционирует. Сам стиль жизни становится всё более универсальным. Один и тот же человек предстаёт во многих лицах и как участник экономического процесса и как политического процесса; и как член профессионального сообщества; и как семьянин; и т.д. Выработались принципиально новые формы этикета, основанные на: профессиональных особенностях, на своеобразии тех или иных жизненных ситуаций, на специфичности некоторых сфер жизнедеятельности современного общества.

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 3331 | Нарушение авторских прав

Культура общения, от которой во многом зависит, как отно­сятся к нам окружающие — коллеги и наши учащиеся, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом. Эти­кетсовокупность правил поведения, регламентирующих, что до­пустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Конечно, он определяет лишь формы, «технику» обще­ния и поведения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным че­ловеком. Поведение в обществе должно опираться на общие прин­ципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой. Каждая проблема, связанная с этикетом, должна ре­шаться в свете этических норм. Наши манеры — отражение на­ших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека — эти высокие этические качества, лежащие в основе нравственного поведе­ния, находят отражение в простых нормах этикета.

Учиться хорошим манерам и свободно владеть ими необхо­димо каждому. Но для педагога знание и соблюдение правил этикета является одним из обязательных элементов его профес­сионализма. Помимо того, что это — «ярлык», показатель уров­ня его собственной культуры, это, к тому же, — те знания, умения и навыки, которые он непосредственно, своим поведе­нием, или целенаправленно, в процессе воспитательной рабо­ты, должен передавать своим подопечным; причем не только ученикам-«малолеткам», но иногда и учащимся колледжей, и вполне взрослым студентам вузов. Поэтому данная глава содер­жит материал, который может пригодиться педагогу не только в работе над собой, но и в воспитательной работе с учащимися.

Существует много определений этикета, но все они выра­жают примерно одно и то же. Этикет обычно понимается как:

• правила поведения (от «веды» — знание);

• правила вежливости (от «ведать», знать);

• правила приличия (от «лик», «образ», лицо человека);

культура поступков и манер («культурный» в отличие от природный, дикий» означает «созданный человеком, органи­зованный, упорядоченный»).

Этикету присущ ряд особенностей.

• Этикет есть внешнее отражение внутренней культуры чело­века, его моральных качеств. Это особая форма проявления его нравственной культуры, в которой выражаются внимание, ува­жение к другим людям, способность заботиться о них. Правда, у малообразованного человека его высокая нравственная куль­тура — внутренняя духовность, доброта, порядочность — из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот, изысканные манеры обходительного «пижона» не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре.

• Этикет — это принятая в обществе эстетическая форма про­явления нравственной культуры человека, поскольку все виды своего общения и поведения — речь, обращение к другому при встрече и прощании, манеру двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать важные события, принимать гостей — че­ловек старается строить «по законам красоты», придавая им не только нравственный, но и эстетический характер. Не случайно мы говорим: «красивые манеры», «красивое поведение», «кра­сивые жесты».

• Этикет носит всеобщий характер, так как он распространя­ется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, театре, на улице и т.д. Без соблюдения норм этикета невозможны межличностные, культурные, деловые и даже политические отношения, ибо нель­зя существовать, не налагая на свое поведение определенных ограничений.

Читайте также:  Молитва об усопшей бабушке после 40 дней

• Нормы этикета носят условно-согласительный характер, ха­рактер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Эта условность объясняется тем, что задача этикета — предложить людям такие формы — стереотипы поведения, которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание.

• Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохра­нявшиеся столетиями и свойственные многим народам. Поэто­му они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителя­ми не только какого-то определенного общества, но и всеми людьми (например, простые правила вежливости, приветствия, выражение благодарности).

• Этикет отражает также специфические национальные особен­ности, поскольку различные народы вносили в этикет свои по­правки и дополнения, связанные с традициями их собственной культуры. Поэтому многие обычаи, обряды, ритуалы соответст­вуют историческим условиям жизни разных народов. Так, про­ведение праздников — Нового года или Рождества, свадебные обряды и дни рождения отмечаются у разных народов по-разно­му, отвечая их нравственно-эстетическим потребностям.

• Требования этикета не являются абсолютными, они отно­сительны и носят исторический характер; их соблюдение зави­сит от места, времени и обстоятельств. По мере изменения усло­вий жизни людей, роста образования и культуры в обществе одни правила сменяются другими. Поэтому то, что раньше счи­талось неприличным, становится общепринятым и наоборот. По­ведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельст­вах, может быть уместным в другом месте и при других обстоя­тельствах.

Итак, этикет — важная часть общечеловеческой культуры и морали, вырабатываемая на протяжении многих веков совокуп­ными усилиями людей в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности, красоте и порядке. Исто­рия становления и зарождения европейского и отечественного этикета представляет для педагога интерес в двух аспектах — с точки зрения познавательного культурологического подхода и с точки зрения дидактического подхода — как материал для воспи­тательной работы с учащимися, дающий основание для сравни­тельного анализа этикетной культуры прошлого и настоящего.

2. Нравственная культура личности………………………………………7

3. Этикет как проявление нравственной культуры……………………..11

Список использованной литературы…………………………………….13

Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку,а затем так стали называть придворный церемониал. Наряду с этим словом для обозначения правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол.

По тому, как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нем самом, его воспитании, общей культуре, деловых качествах.

Нравственная культура личности — это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Цель работы – изучить этикет как внешнее проявление нравственной культуры.

1. Понятие этикета

Этикет – совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях. Некоторые правила принимаются людьми просто как данность, как нечто неоспоримое и обязательное, другие носят рекомендательный характер.

Этикет касается и форм обращения, и поведения в общественных местах, и манер, и одежды и т.д. Соблюдение элементарных правил поведения позволяет нам чувствовать себя комфортно в любой ситуации.

Правила поведения имеют конкретно-исторический характер (изменяются в соответствии с социально-историческими и экономическими условиями жизни народа), а также обладают национальной спецификой (могут существенно различаться в разных странах: хорошо воспитанный человек может попасть в затруднительное положение из-за незнания национальных особенностей поведения и речевой культуры той или иной нации).

Правила этикета охватывают все стороны жизни человека, от повседневной до официальной, и их можно сгруппировать по степени «жесткости» и неукоснительности выполнения. Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

придворный этикет — строго регламентируемый Порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет — правила поведения Дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, корм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет — совокупность правил, Традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

В этикете придворном, военном, дипломатическом требование к обязательности соблюдения очень высоки. Есть этикет светский, гражданский , может быть, менее строгий, но тоже обязательный для определенного круга лиц, ибо в противном случае к нарушителю применяются «санкции», которые могут быть весьма ощутимыми [3, с. 122].

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере идентичны Отличие состоит лишь в том, что в дипломатическом этикете от точности соблюдения правил этикета дипломатами зависит престиж страны, которую они представляют. Несоблюдение правил этикета может привести к осложнениям по взаимоотношениях государств.

Перечисленные типы этикетов не охватывают всего разнообразия этих норм во всем многообразии человеческого общения. Для каждого конкретного случая может существовать свой свод правил. Так, например, в последнее время большое распространение получили понятия «деловой этикет» и «корпоративная этика», отражающие опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения устаревают, другие корректируются или сменяются новыми, То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Этический аспект помогает согласовать все стороны общения. Это не самостоятельная категория, которая существует вне связи с другими. Законы этики вытекают из законов оптимального взаимодействия и, следовательно,

должны учитываться коммуникантами на всех уровнях общения. Обязательность их соблюдения диктуется необходимостью нести ответственность за слова и поступки, а нарушение препятствует взаимопониманию, создает барьеры общения [3, с. 123].

Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи . Главными нравственными ценностями, которые лежат в основе этичности речи и поведения, являются истина, доброта, красота . Без правдивости и доброжелательности не возникнет доверия между собеседниками, а красота трактуется не как эстетическая, а как нравственная категория .

Читайте также:  Срок годности губных помад

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными и носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает устойчивые взаимоотношения.

Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствия с нормами этикета не только на работе и на официальных церемониях, но и дома. Встречаются и такие люди, которые на работе, со знакомыми и друзьями вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры и такта, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах.

Итак, этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанных на протяжении многих веков жизни всеми народами [5, с. 80].

2.Нравственная культура личности

Нравственная культура личности представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали [1, с. 155].

По содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив.

Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой — к неофициальным межличностным отношениям, третий — к профессионально-служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.

Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

Слово " нравственность " означает в современном языке примерно то же самое, что и мораль. Ведь этимологически термин "мораль" восходит к латинскому слову "mos" (множественное число "moris"), обозначающему "нрав", "moralis" — "нравственный". Другое значение этого слова — закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное — аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер [1, с. 156].

Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали, но чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.

Мораль по большому счету это система ценностей характерная определенному человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на силу сознания, на убеждение. Термин «Мораль» — используют как отдельное нравственное практическое наставление, нравоучение. (Мораль сей басни такова…) Слова «моральный» и «моральность» применяют скорее как качественное определение поступка, в контексте пристойно и достойно ли это.

Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших основаниях.

Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: "так принято" или "так не принято", "так все делают", "как люди, так и я", "так исстари велось", "наши отцы и деды так поступали и мы будем так же". Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо" и "что такое плохо".

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали [4, с. 180].

В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов.

Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой нравственной поведения личности становится совесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом, аморальном, безнравственном человеке: "Ни стыда, ни совести". Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. ("Кого честь не берет, того палка проймет", — говорит одна из пословиц).

Читайте также:  Как выкроить бюстгальтер

Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности.

Трудности изучения морали обусловлены тем, что они связаны с очень "тонкими" психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения сформированы на социальном уровне, там, где психические переживания связаны с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений в ясно выраженной форме нет и быть не может, ибо моральные отношения — это психические отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.

Сложности возникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль, выделить ее из других связей и отношений. Сделать это не удается. Дело в том, что мораль обладает все проникающей способностью, а не локализована в какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д. Одно и то же действие может оказаться моральным, аморальным, внеморальным — все зависит от того, выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе ценностей. Вообще надо сказать, что нравственность, моральность или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступков и действий человека. Любой человек может на словах наделять себя любыми качествами . Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит. Однако лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может подтвердить или опровергнуть его утверждение.

Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый человек, но и каждый класс, социальный слой и социальная группа общества всегда пытаются использовать мораль в идеологических целях, приспособить ее к своим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни [4, с. 181].

3.Этикет как проявление нравственной культуры

В литературе встречаются три точки зрения по поводу соотношения морали и этикета.

1. Этикет не имеет никакого отношения к морали и является лишь кодексом правил поведения в обществе. Как уже указывалось, такое понимание этикета имело место при его возникновении. С этих позиций этикет рассматривался как определенный канон поведения, имел строго нормативный характер, однако был исключительно формальной стороной отношений между людьми. Несоблюдение этикета служит здесь признаком невоспитанности, но не безнравственности.

2. Этикет отождествляется с моралью и полностью сливается с ней. Соблюдение или несоблюдение этикета при этом рассматривается как нравственное или безнравственное поведение. Этикет становится синонимом чести. Его несоблюдение становится равноценно оскорблению, неуважению достоинства личности. Этот взгляд на этикет был особенно распространен в дворянских кругах. Нарушение этикета служило одной из наиболее частых причин дуэлей и приводило даже к конфликтам между государствами.

3. Поскольку и этикет и мораль имеют своим предметом регуляцию человеческих отношений, то они обладают определенной общностью, но вместе с тем каждое из этих явлений обладает своей собственной спецификой. Этикетные правила возникают на основе нравственных и эстетических норм и принципов, определяющих содержание и формы человеческого общения. При этом мораль относится преимущественно к содержанию, а этикет – к форме этого общения. И поэтому особую ценность представляет личность, не только обладающая хорошими манерами, тактом и умением вести себя в обществе, но и гармонически их сочетающая с духовной красотой и высокой нравственностью. Этой точки зрения придерживается большинство отечественных авторов [2, с. 100].

В отличие от морали, где мотив и выбор действия представляют подчас значительную трудность, требуют глубоких размышлений и анализа обстоятельств, правила этикета однозначны, традиционны и, в принципе, могут выполняться автоматически. Вместе с тем и они подвержены изменениям, могут устаревать и, что еще более важно, варьироваться у различных классов и социальных групп. Иными словами, при изучении этикета, как и любого общественного явления, следует не забывать требований принципа историзма, а также диалектику общего и частного, стабильного и изменчивого [2, с. 101].

Таким образом, этикет представляет собой определенную совокупность правил и навыков поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям. Нормы и правила этикета – это наставления по конкретным формам поведения в обществе. Соблюдение их делает общение людей гораздо более приятным, чем при нарушении этих норм или вообще пренебрежении ими.

Этикет носит всеобщий характер, так как он распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, театре, на улице и т.д. Без соблюдения норм этикета невозможны межличностные, культурные, деловые и даже политические отношения, ибо нельзя существовать, не налагая на свое поведение определенных ограничений.

Нравственная культура личности — это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.

Этикет — особая форма проявления его нравственной культуры, в которой выражаются внимание, уважение к другим людям, способность заботиться о них. Однако э тикет как одно из явлений культуры далеко не однозначен. У малообразованного человека его высокая нравственная культура — внутренняя духовность, доброта, порядочность — из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот, изысканные манеры обходительного и вежливого человека не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре. И с егодня прогрессивно настроенные люди стремятся к тому, чтобы их поведение не противоречило гуманистическим нормам и идеалам, люди бизнеса используют хорошие манеры как дополнительное средство в искусстве делать карьеру, деньги, немало не беспокоясь о нравственной стороне своего поведения.

Список использованной литературы

Гусейнов, А.А. Этика: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. — Москва : Гардарики, 2000. — 472 с.

Зеленкова, И. Л. Этика: Учеб.пособие для вузов / И.Л.Зеленкова. – Минск : ТетраСистемс, 2003. — 352 с.

Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В.Г. Коновалов; Под редакцией А.Я. Кибанова.— Москва : Инфра-М, 2002. — 368 с.

Кузнецов, И.Н. Этикет / И.Н. Кузнецов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 416 с.

Разин, А.В. Этика: Учебник для вузов / А.В. Разин. – Минск: Академический Проспект, 2003. – 624 с.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Женский
0 комментариев
No Image Женский
0 комментариев
No Image Женский
0 комментариев
Adblock detector