No Image

Нравственные основы этикета

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
06 мая 2020

а) Хорошие манеры.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. Причиной конфликтов зачастую является низкая культура поведения человека, его манеры.

Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, общения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

Хорошими манерами в обществе принято считать:

скромность и сдержанность человека,

умение контролировать свои поступки,

внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Дурными манерами считаются:

Привычка громко говорить, не стесняться в выражениях,

развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде,

грубость, проявляемая в откровенной недоброжелательности

к окружающим, пренебрежение чужими интересами и запросами,

беззастенчивое навязывание своего мнения окружающим,

неумение сдерживать раздражение, намеренное оскорбление

достоинства окружающих людей, бестактность,

сквернословии, употребление унизительных прозвищ.

Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. e.g. Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон”.Он включает в себя:

учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к страшим (мультфильм про принцессу (Тирлим-бом-бом), формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом.

Обязательным условием общения является деликатность, без излишества, льстивости, без неоправданного восхваления увиденного и услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы видите, слышите, пробуете на вкус это впервые, иначе вас сочтут невеждой.

Вежливость определяют как “сумму маленьких жертв”, приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступает в те или иные отношения. Выражения “холодная вежливость”, “презрительная вежливость” нивелируют значение этого качества, превращая его в противоположное. Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной. Вежливость с товарищами по работе, со знакомыми в быту может перейти в дружбу.

Одним из главных элементов вежливости считают способность запоминать имена.

в) Тактичность и чуткость.

Тактичность, чуткость – чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.

Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие.

Культура поведения проявляется и в отношениях нижестоящего вышестоящему. Сюда относится честное отношение к своим обязанностям, строгая дисциплинированность, уважение, вежливость, тактичность.

“Человек, который думает только о себе, только о себе и думает, — утверждает Д.Карнеги. – А человек, который думает только о себе, безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он не был”.

Скромный человек никогда не стремиться показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, не требует никаких привилегий, особых удобств и услуг. Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться с робостью и застенчивостью. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах.

Знаменитая пословица “В споре рождается истина” вводит многих людей в заблуждение. Д.Карнеги говорит: “если вы не можете быть уверены в своей правоте хотя бы в 55-ти случаях из 100, то зачем говорить другим, что они не правы.

Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах – вот решение противоречия между требованиями “хорошего тона” при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

Вместо заключения. Эпизод из жизни человека “прочитавшего всего Д.Карнеги».

Понятие и сущность этикета

1 Этикет и социальная иерархия

2 Этикет как культурная традиция

4 Модели поведения

5 Стратегии общения

6 Смысл и польза этикета

7 Мифологические и религиозные истоки этикета

8 Нравственные основы этикета

1. Язык общения

Успех в деловых контактах зависит от умения правильно понимать и использовать язык общения. Этот язык состоит из множества знаков. Слова, интонации, жесты, взгляды, костюм и многое-многое другое — все это зримые выражения мыслей, чувств и намерений собеседника. Каждый из нас в той или иной мере способен расшифровать их. Существуют люди, от природы наделенные психологической интуицией. В обыденной жизни они безошибочно распознают, с кем имеют дело, и находят оптимальный подход к каждому. Однако таких людей немного, и сегодня для успешного делового общения одной интуиции мало. В современном бизнесе используются весьма изощренные технологии влияния на внутренний мир человека. Освоить их можно, лишь зная тайны человеческой психики и скрытые способы воздействия. Кроме того, в наше время деловые контакты часто предполагают живое общение с представителями других стран. Поведение иностранных партнеров во многом определяется их культурными традициями, незнание которых может быть губительным для самого многообещающего проекта.
Обучение общению начинается с осознания факта, что каждый из элементов поведения человека имеет несколько возможных значений. Так, улыбка может выражать искреннюю радость, скрывать смущение или быть данью вежливости. Как распознать, что именно кроется за ней?
Ученые проводят тончайшие изыскания, выясняя, как поведение человека связано с его внутренним миром, воспитанием, конкретной ситуацией. Иногда эти исследования дают неожиданные результаты.

Так, специалисты по этологии — науке о поведении животных — выяснили, что широкая, открытая человеческая улыбка — это. смягченный вариант оскала. Улыбаясь, мы показываем зубы, но лишь слегка, намекая, что могли бы воспользоваться своей силой, хотя не делаем этого.
В такой улыбке проявляется чувство собственного достоинства и доброжелательность к окружающим.

Зная это, можно понять, почему человек, проживший всю жизнь при тоталитарном режиме, ощущает неловкость, когда попадает в страну, где люди чувствуют себя свободно. Видя обращенные к нему улыбки, он удивляется и начинает подозревать, что от него чего-то хотят. 1
Понять значение каждого из элементов человеческого поведения можно лишь сопоставляя его с другими элементами — внешними признаками внутренних переживаний. Так мы и поступаем в повседневном общении, «настраиваясь» на собеседника: видя улыбку, одновременно вслушиваемся в его речь, следим за выражением глаз, движениями рук и корпуса. В психологии такой комплекс знаков получил название модели, образца или паттерна поведения.

2. Модели поведения

Этих моделей бесчисленное множество.

Одни выражают настроение человека, другие — устойчивые черты личности, третьи — отношение к собеседнику. Есть модели, «привязанные» к возрасту, полу, конкретной ситуации. Эти

Однако предлагаемые одной стороной отношения и модели поведения могут быть неприемлемыми для другой стороны. В этом случае совершенно естественным является отказ от дальнейших контактов.

В качестве примера вспомним эпизод из истории Китая. Император имел неограниченную власть в своей стране, и его положение подчеркивалось правилами этикета. Высокопоставленные чиновники должны были падать ниц, приветствуя императора, и, стоя на коленях, три раза бить челом об пол. Правители Китая полагали, что все народы, живущие за его пределами, являются вассалами императора и его данниками. Прибывающим в Китай иностранным послам предписывалось выполнять соответствующие церемонии. В.Я. Сидихменов в книге «Китай: страницы прошлого» пишет:
«В 1805 году в Китай было снаряжено русское посольство во главе с графом Головкиным. По прибытии в Ургу ему было предложено. прорепетировать, как он должен будет себя держать во время аудиенции с императором.
Суть этой репетиции состояла в следующем. На стене комнаты было прикреплено изображение «Сына неба». Предполагалось, что русский посол приблизится к этому изображению на четвереньках, а на его спине на специальной подушечке укрепят верительную грамоту русского царя. Головкин категорически отказался от этой унизительной церемонии. В ответ посланцы императора вернули русскому представителю все привезенные им подарки». 3 Посланцы других стран также отказывались выполнять правила этикета, унижавшие престиж их правительств. И лишь в результате долгих дебатов оскорбительный этикет был отменен.

Среди множества моделей поведения существуют такие, которые чаще других оказываются в поле нашего внимания. Их описывают, им учатся. Это стратегии общения и этикетные предписания.

3. Стратегии общения

Стратегия — это последовательность действий, направленных к определенной цели. Люди постоянно изобретают психологические стратегии в поисках нестандартных решений «задач на общение». Некоторые из этих стратегий практически универсальны — именно они попадают на страницы книг типа «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выйти замуж», «Как развестись» и даже «Как продать себя» (то есть как получить выгодный контракт). В прошлом такие рекомендации принимали форму пословиц и поговорок, сохранялись в притчах и баснях. Были и авторские сочинения о том, как преуспеть в общественной жизни. Большую известность, к примеру, получил трактат, написанный в ХVII веке в Испании «Карманный оракул, или Наука благоразумия». Его автор, Бальтасар Грасиан, в 300 афоризмах изложил способы влияния на людей. Взаимоотношения с людьми Грасиан рассматривает как игру, цель которой — получить место в высоком социальном кругу и укрепить завоеванные позиции.

Вот несколько высказываний из этой книги: «Сущность и манера. Суть дела — полдела; не менее существенно, как дело сделано. Грубость вредит всему, даже справедливому и разумному; любезность же все скрашивает: позлащает «нет», подслащает истину, подрумянивает даже старость.
Во всех делах важно «как»: приветливость, подобно шулеру, играет наверняка. Подлаживаться к каждому. Умен Протей — с учеными ученый, со святыми — святой. Велико искусство покорять сердца; подобие рождает благосклонность. Изучать характеры и настраиваться в лад; идти в ногу с серьезным и весельчаком, политично преображаясь, что особенно важно для подчиненных. Умело противоречить. Притворное недоверие — рвотное для тайн. Нарочитым пренебрежением в ответ на загадочное словцо выманишь
из глубин самые заветные тайны, направишь их на язык, а там — и в сети, расставленные твоим лукавым умыслом. ». 4

Читайте также:  Юбка из жатой ткани

Понятно, что хорошая стратегия значит стратегия эффективная. Однако если в стремлении достичь своей цели человек разрушает чужие судьбы, это наносит ущерб, превышающий выигрыш, в том числе ему самому и его близким. Как средство самозащиты человечество в ходе всей истории вырабатывало моральные заповеди, запрещавшие причинять вред другому во имя собственной пользы. Эти запреты и лежат в основе правил этикета.

4. Смысл и польза этикета

В настоящее время под этикетом понимают совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). 5 Многие из них кажутся нам условностями, но это не всегда было так. Рассматривая историю того или иного правила этикета, часто можно обнаружить его изначальный смысл и практическую пользу. Например, европейский этикет предписывает мужчине снимать шляпу, входя в дом. Правило это имеет глубокие корни. Вооруженный рыцарь, въезжая в город с мирными целями, обязан был снять свой шлем и положить на полусогнутую руку. Открытая голова символизировала доверие к жителям города и отсутствие враждебных намерений. Если шлем действительно защищал голову и снять его означало совершить реальный акт доверия, то современная шляпа такой функции не выполняет, однако символика жеста осталась — уважение к дому, его обитателям.

Среди современных правил этикета есть такие, которые призваны облегчать взаимодействие людей, особенно в затруднительных ситуациях. Принято обходить встречного справа. Полагается выпускать желающих выйти из помещения, прежде чем входить туда. Такие правила этикета не отличаются от стратегий. Особенность же этикетных предписаний в том, что они выражают отношения между людьми.

Что же лежит в основе правил этикета?

1.Мифологические и религиозные представления людей.

2.Нравственные законы общественной жизни.

3.Социальная иерархия: наличие в обществе неравноправных общественных групп.

4.Традиции культурных сообществ — народов, социальных групп, корпораций, неформальных объединений.

Именно эти основы придают смысл и пользу правилам этикета.
Поговорим о них подробнее.

5. Мифологические и религиозные истоки этикета

В основе некоторых правил этикета лежит представление людей о том, что на их жизнь оказывают влияние потусторонние силы. Некоторые из них следует почитать, другие призывать на помощь, от третьих защищаться — в том числе с помощью этикета. Английский этнограф Э.Б. Тайлор показал, что существующий у многих народов обычай желать здоровья чихнувшему восходит к древнему представлению о духах, способных проникнуть в человека во время чихания. Издаваемые в Европе книги по этикету содержали правила, как именно следует это делать. «Известно, что анабаптисты и квакеры отбросили как эти, так и другие приветствия, но они оставались еще в кодексе английских хороших манер у высших и низших классов, по крайней мере, 50 лет тому назад. Да и в настоящее время они еще не забыты. » 6 Книга Тайлора вышла в свет в 1871 году, но и сейчас мы можем согласиться с его наблюдением. Очевидно, что эта «защитная» функция этикета была особенно важна там, где все верили в участие сверхъестественного начала в их повседневной жизни. Однако и сегодня, говоря кому-то «спасибо», мы, часто того не сознавая, обращаемся к Богу с просьбой воздать добром за добро.

6. Нравственные основы этикета

Многие правила этикета являются воплощением нравственных основ общественной жизни. Характерный для европейской культуры принцип гуманизма выражается в правилах, предписывающих уступить место инвалиду, сдерживаться в выражении своих чувств в присутствии людей, которым они могут быть неприятны, избегать разговоров, способных огорчить собеседника. Соблюдая эти правила, человек не только создает комфортные условия окружающим, но оказывает услугу самому себе. Люди склонны платить добром за добро. Благодарность может последовать не сразу, но она проявится обязательно, хотя бы в благорасположении окружающих, а часто и в конкретных действиях. Наконец, совершая нравственный поступок,
мы сами получаем от этого удовлетворение.

Многие нравственные принципы распространены повсеместно. Они кажутся столь естественными, что специально не оговариваются. Американский психолог Ч. Кули называл их «первичными идеалами». Нарушение этих неписаных законов вызывает агрессию окружающих. «Лояльность, видимо, высоко ценится повсюду. Изменников почти всегда презирают — их презирают даже те, кто извлекает пользу из их предательства. Благопристойность и «чистая игра» также высоко ценятся в большинстве групп. Человек, который украл у слепого, обидел беспомощного ребенка или донес на своего товарища, рассматривается как существо, недостойное имени человека». 7

Другие моральные заповеди и соответствующие им правила этикета приобретают особую значимость в специфических условиях жизни той или иной группы. Так, у горных народов законом является гостеприимство:
ведь путник ночью в горах может погибнуть, если не найдет крова.
Выполняя правила этикета, мы вновь и вновь утверждаем нравственные ценности общества, передаем их последующим поколениям.

7. Этикет и социальная иерархия

В правилах этикета отражается неравенство социальных групп (каст, сословий, классов); отношения начальников и подчиненных, людей разного возраста, мужчин и женщин.
В древних обществах это неравенство не подвергалось сомнению.
Оно объяснялось с помощью мифов. В Индии существовал миф о появлении четырех сословий (варн) из частей тела первочеловека Пуруши: жрецов — из его уст, воинов — из рук, земледельцев — из бедер, слуг — из стоп. Представители каждого из сословий должны были строго выполнять свои обязанности, в том числе определенным образом одеваться, приветствовать друг друга, выражать почтение к вышестоящим и требовать почтительности со стороны нижестоящих. «Какая для кого установлена шкура (как накидка), какая нить и какой пояс, какой посох и какая одежда — все они. обязательны» 8, — записано в книге «Законы Ману», где собраны важнейшие предписания для всех слоев населения древней Индии. А вот что говорится там о поведении ученика в присутствии учителя (гуру): «Обуздав тело, речь, органы чувств и разум, следует стоять, почтительно сложив руки, глядя в лицо гуру»; «В присутствии гуру надо всегда есть меньше (чем тот), носить худшую одежду и украшения; полагается раньше него вставать (с постели), позже ложиться»; «Надо стоять, когда гуру сидит, приближаться, когда тот стоит, идти навстречу приближающемуся, бежать вослед бегущему». 9
В современном западном обществе жесткая иерархия и строгое соблюдение правил этикета приняты лишь в некоторых профессиях, в частности у военных и дипломатов. Однако во многих странах Востока сохранилось требование подчеркивать социальный статус партнера и собственное положение в обществе. Это необходимо помнить тем людям, чьи деловые и личные контакты выводят их за пределы собственной культуры.

8. Этикет как культурная традиция

Важная роль этикета состоит в том, что он помогает людям осознавать свое единство, принадлежность к одному сообществу.

Это значение этикета уходит корнями в дочеловеческую историю. К. Лоренц, крупнейший специалист в области этологии, лауреат Нобелевской премии, выявил сходство человеческого общения с тем, как взаимодействуют между собой животные. Он подробно рассмотрел ритуалы, сопровождающие процессы ухаживания, отстаивания своей территории, соперничества за власть и ресурсы. Как и у животных, человеческие ритуалы сплачивают людей в сообщество и ограничивают это сообщество от других подобных групп. «Хорошие» манеры — это те, которые характеризуют собственную группу; мы постоянно руководствуемся их требованиями, они становятся нашей второй натурой. Их назначение состоит в торможении агрессии и в создании социального союза. » 10, — пишет К. Лоренц.

Психологи, изучавшие образование человеческих групп, показали, что участники группы осознают свою общность — «мы», в отличие от объединения других людей — «они». Подражание внутри своей группы поощряется, заимствование чужих форм поведения наказывается. Средствами, помогающими обособиться от другой общности и консолидироваться внутри собственной, служат язык, обряды, ритуалы, одежда и другие элементы поведения.
Чтобы человек мог войти в уже сложившийся коллектив, ему необходимо распознать и тщательно соблюдать установленные в нем правила поведения. Отвечая на ожидания окружающих, он продемонстрирует уважение к традициям, а значит, и членам группы. Напротив, пренебрегая этими нормами, окажется в оппозиции к потенциальным союзникам. Невольно вспоминаются слова М. Сервантеса: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

«Неприличие» встречается всегда и везде, во всех областях общественной жизни. Хроника 1844 года посвящена им полностью. Воспитанный человек предстает в ней самым несчастным человеком на свете, потому что все вокруг оскорбляет его тонкие чувства.

Молодая дама, которая развалилась в кресле в присутствии королевы; другая дама, которая любит обмакнуть кусочек сахара в кофе и пососать его; бесцеремонный глупец, который говорит «мой дорогой» всем, включая дам; новобрачная, которая разгуливает по бульвару на следующий день после свадьбы; трус, который храбрится и, чтобы скрыть смущение, шумит и дерзит и которому так и хочется сказать словами г-жи де Р.:
«Не мучайте себя, не бойтесь быть робким, это гораздо приличнее».*
* Мартен-Фюжье А. Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж», 1815—1848 / Пер. с фр. О.Э. Гринберг и В.А. Мильчиной. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998. С. 301—302.

Читайте также:  Bb крем garnier оттенки

Что значит «сохранить лицо» или «потерять лицо»?

Голова медузы (ок. 1596 — 1598). Караваджо (Микеланджело Меризи). Галерея Уффици, Флоренция.

Глоссарий
Эвфемизмы (от греч. eu — хорошо и phemi — говорю) — это слова, заменяющие те слова и выражения, которые представляются говорящему неприличными, грубыми или нетактичными. Пожилой (преклонного возраста) вместо старый, погрешить против истины вместо соврать, в польском языке pomoc domowa (помощь по дому) вместо sluzanka (служанка).
Эвфемизмами заменяются многие ругательства, а также слова, связанные с болезнью и смертью (летальный исход).

Когда мы так говорим, речь идет не о лице в буквальном смысле, а о самоуважении и чувстве достоинства. В социологии существует «теория лица», которая описывает взаимодействие людей (принадлежит она американскому социологу И. Гофману). Стараясь сохранить честь и достоинство, мы постоянно ведем «работу по поддержанию лица» (face-work).

И действительно, в своем повседневном общении мы зависим друг от друга, часто ориентируем свои действия на поведение других людей — и стремимся сохранить лицо.

Но наше лицо — вещь очень хрупкая, ее легко повредить. Поэтому мы следуем золотому правилу: мы заботимся о лице другого человека в надежде, что и он бережно отнесется к нашему лицу.
Для сохранения лица служит вежливость. Различаются два типа лица: лицо-солидарность и лицо-власть, им соответствуют и два типа вежливости.
Лицо-солидарность — это уважение в смысле «Я уважаю вас за. (вашу доброту, просто за то, что вы есть)», то есть это положительная оценка, одобрение нашей личности, характера, поведения. Для того чтобы выразить это одобрение, служат ласковые обращения: дружище, дорогая. О! Кого я вижу! Вежливость-солидарность позволяет, например, обращаться друг к другу без отчеств и употреблять более фамильярные интонации.
Лицо-власть — это уважение в смысле «Я уважаю ваше право на. (то, чтобы руководить мной)», то есть уважение не самому человеку, а к его правам. Лицо-власть — основа всей официальной вежливости (ведь мы пропускаем человека вперед не потому, что он нам нравится, просто мы уважаем его право на хорошее отношение).

Вежливость-власть заставляет нас в официальной обстановке обращаться по имени и отчеству даже к самым близким людям. Кроме того, вежливость-власть старается не называть вещи своими именами, ведь это может нарушить чужое лицо, то есть обидеть человека. Для сохранения лица другого человека служат эвфемизмы. Мы не говорим «она беременна», «у него понос» — «она в положении (ждет ребенка)», «у него расстройство желудка».
И уж конечно начальство не опаздывает — начальство задерживается! *
Подготовила Елизавета Пурицкая

* Erving Goffman. Interaction ritual; essays in face-to-face behavoir. Chicago, 1967.

Специалисты по этологии — науке о поведении животных — выяснили, что широкая, открытая человеческая улыбка — это. смягченный вариант оскала.
Человеческое общение сходно с тем, как взаимодействуют между собой животные.

1 Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Человек
в компании птиц и зверей. М., 1994. С. 149—151.
2 Овчинников В. Сакура и дуб. Книга 1. Ветка сакуры // Роман-газета. 1987. № 3. С. 89—90.

Обращение к истории возникновения и становления этикета западноевропейского и российского обществ показывает, что эта система норм и правил поведения всегда выполняла определенные социальнокультурные функции, обнаруживая в себе элементы как всеобщего (общечеловеческого, универсального), так и особенного, присущего только конкретной культуре в данный момент исторического развития.

Термин «этикет» пришел в русскую и во все мировые культуры из Франции XVI в. Согласно одной версии, слово «этикет» впервые было использовано при подготовке к одному из приемов короля Людовика XIV для обозначения специальных карточек с перечнем правил поведения, которые вручались всем гостям. По другой версии, оно впервые появилось на табличках, выставленных на свежезасеянных травой лужайках Версальского дворца, с просьбой не топтать газоны, а специальный указ Людовика XIV требовал «не пренебрегать надписями».

Однако правила, воспитывающие привычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, многими из которых люди руководствуются и сегодня, складывались тысячелетиями. Самые ранние, впервые письменно зафиксированные нормы поведения появились на территории Месопотамии, в Древнем Шумере. Наиболее ранняя книга по этикету, дошедшая до нас, относится примерно к 2350 г. до н.э. Она появилась в Египте и называлась «Инструкции по поведению».

В античной литературе мы нередко встречаем описание обычаев и правил поведения того времени. Например, в скандинавской «Заае» детально рассказывается о том, как вести застолье и произносить тосты. Гомер в «Одиссее» подробно описывает нравы и обычаи богов и героев как образцы поведения для простых смертных.

Знаменитые древнегреческие мудрецы сформулировали важнейшие правила этикета:

  • — «почитай старших», «обуздывай гнев» (Хилон);
  • — «говори к месту», «берись за дело не спеша, начатое доводи до конца», «бери убеждением, а не силой» (Биант);
  • — «ничего слишком», «не лги, но говори правду» (Солон);
  • — «надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим», «Что трудно? — Познать самого себя. Что приятно? — Достичь того, что желаешь. Что утомительно? — Праздность. Что вредно? — Невоздержанность. Что невыносимо? — Невоспитанность» (Фалес);
  • — «предпочитай старые законы, но свежую воду», «тайны не разглашай», «неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов», «дал слово — держи: нарушить — подло» (Периандр);
  • — «знай меру», «что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам» (Питтак);
  • — «будь здоров и телом, и душой» (Клеобул).

К периоду античности относятся и первые опыты сознательного культивирования правил поведения, которые в то время практически совпадали с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности и гражданственности. Основой добродетелей было единство совершенного телесного сложения и духовно-нравственного склада, включающего мужество и разумность, целомудрие и справедливость. Важнейшим принципом, определявшим поведение человека, провозглашался принцип «золотой середины» (разумной меры) во всем. Предпочтительными вариантами поведения считались целесообразность, практичность и разумность. По словам Аристотеля, добродетели есть обладание серединой: храбрость есть середина между трусостью и отвагой, щедрость — между скупостью и мотовством, благоразумие — между распущенностью и бесчувственностью и удовольствиями [1] .

Менялось время — менялись и правила поведения, принятые в обществе. С укреплением императорской власти стали вырабатываться особые правила, которые регламентировали жизнь двора, устанавливали порядок обращения к монарху, вводили титулы, обязательные при обращении к знатным лицам. Учреждались и специальные должности по исполнению ритуалов: например, ординарный хранитель галстуков короля, капитан комнатных собачек.

На смену разумности и целесообразности в этикете пришли условность, стандартизация и ритуализация, формализация требований и безусловность их исполнения, при этом его нравственная основа практически утратилась. Стремясь абсолютизировать свою власть любым способом, в том числе посредством жесточайшей регламентации поведения своих подданных, монархи и сами становились рабами созданных ими же церемониалов.

Придворный этикет строжайшим образом регламентировал всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха должны были вставать точно в определенный час. Регламентировалось, кто должен присутствовать при одевании, кто должен подавать одежду, туалетные принадлежности, кто сопровождает монарха, как проходят аудиенции, церемонии обедов, ужинов. Из-за мелочей, связанных с нарушением этикета, вспыхивали ссоры, осложнялись отношения между государствами. Причинами конфликтов могли быть предложенное место (кресло с подлокотниками, стул с высокой спинкой или табурет), не предусмотренное этикетом движение руки, количество шагов, которые следовало сделать, кланяясь монарху. В эпоху расцвета королевской власти говорили, что правила этикета связывают монархов гораздо больше, чем конституции. «Этикет делает королей рабами двора» — существовало тогда выражение [2] .

Усложненность и профессионализация этикета вызвали необходимость создания специальных пособий и руководств. В 1204 г. появляется трактат испанского священника Педро Альфонсо «Дисциплина кле- рикалис», большую известность приобретает книга графа Балътассаре де Кастильоне «Придворный», на долгие годы ставшая главным руководством по придворному этикету.

Эпоха Возрождения оставила потомкам интересный трактат Альберти «О семье», написанный в форме беседы его с пятью сыновьями. В 1558 г. в Италии вышла «Книга хороших манер», в которой содержались рекомендации по поводу манеры одеваться, разговаривать, вести себя за столом. В XVII в. издаются и многократно переиздаются «Путеводитель кавалера» Нервеза, «Наставления тем, кто устремляется ко двору и посещает благородные собрания», сборник «Цветы красноречия», поучительные «Мысли о воспитании» Дж. Локка (1693). «Характеры, или Нравы нынешнего века» Жана де Лабрюйера (1688).

В 1716 г. в Гамбурге издана книга с длинным названием «Обычаи для вежливой и приличной беседы и жизни, для обхождения с высокими благородными лицами, себе подобными и женщинами, а также обучающие женщин умелому обхождению». XVIII век отмечен появлением «Писем к сыну» английского философа и моралиста Филиппа Дормера Стенхопа Честерфилда. «. Так же, как образованность, благородство и честь совершенно необходимы для того, чтобы заслужить уважение и восхищение людей, — поучал Честерфилд сына, — вежливость и хорошие манеры не менее необходимы, чтобы сделаться желанным и приятным в беседах и в повседневной жизни. Выдающиеся достоинства, такие как честь, благородство, образованность и таланты, возвышают человека над большинством; люди, не обладающие этими достоинствами, не могут правильно оценить их в других. Но зато все люди ценят достоинства второстепенные, как то: учтивость, приветливость, обязательность, деликатное обхождение и умение себя вести, потому что они ощущают их благотворное действие, — встречаться с такими людьми в обществе бывает легко и приятно. » [3] .

Читайте также:  Самый крутой френч

Воспитание хороших манер и добродетельных качеств считалось обязательным условием принадлежности к высшему свету, но оно также давало право причислять себя к благородным людям и открывало путь к продвижению по социальной лестнице. «Каждый джентльмен, сколько-нибудь заботящийся о воспитании своего сына, стремится к тому, чтобы сын его, помимо того состояния, которое он ему оставит, обладал еще следующими четырьмя вещами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием. », — писал в «Письмах о воспитании» Дж. Локк [4] .

В Средние века, с возникновением особого сословия — рыцарства этикет сложился уже как нормативная система, стержнем которой становится понятие чести. Кодекс чести средневековых рыцарей являл собой единство гражданских, этических и эстетических требований в обращении (правда, только в отношении равных себе), благородства, учтивости, сдержанности и предупредительности в поведении, красоты и изящества в манерах, тем самым вновь сближая понятия этики и этикета.

Считается, что Россия позже других стран вошла в единую европейскую цивилизацию, а потому и этикет на российской почве прижился значительно позднее — только в начале XVIII в. Но это не так. В XV— XVI вв. в России уже был разработан и старательно соблюдался горожанами свой свод правил — «Домострой», в котором подробно регламентировались все стороны жизни людей того времени, устанавливалась строгая иерархия в отношениях между людьми.

Наполняя правила поведения нравственным содержанием, «Домострой» требовал: «для печальных будь утешителем, терпеливым в бедах и не досаждай никому, щедр будь и милостив, нищелюбив и гостеприимен, будь кроток, не желай земной славы, не будь златолюбив, но будь дружелюбен, не горд будь» [5] . «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных с любовью утешай, младших как детей люби. обидевшим тебя не мсти, не воздавай злом за зло, будь сторонником праведно живущих и сам так поступай» [6] .

Петр I, реформируя Россию, не забыл и этикета. В 1717 г. по его распоряжению была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В частности, в ней содержалось наставление при встрече со знакомыми «за три шага шляпу снять приятным образом», рекомендовалось в платок «громко не сморкаться и не чихать». «Руками по столу не колоброди, ногами на мотай. Не хватай первый со стола, не жри как свинья и не дуй в ушное (суп), чтобы везде брызгало, не сопи, когда ешь. Не проглатывай целые куски, не говори, когда во рту пища, чуб рукой не утирай, перстов не облизывай, костей не грызи, ножом зубы не чисти» [7] .

В предисловии к книге, написанном самим Петром I, отмечено, что воспитанного человека отличают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость.

По указанию же Петра была издана в России книга Эразма Роттердамского «О правилах хорошего тона» в 100 экземплярах на русском и голландском языках.

Петровская Табель о рангах не только классифицировала государственные должности, но и предписывала, чтобы «каждый чиновник одевался в соответствии со своим служебным положением, не хуже и не лучше, а как чин и характер того требует». Позднее эти правила были распространены и на жен чиновников: специальным указом только особам первых пяти классов дозволялось носить шелка, парчу или кружева (но не шире четырех пальцев!). Не имевшим ранга запрещалось носить бархат.

Генеральный Регламент, или Устав, регламентирующий деятельность коллегий, предписывал не только знать свое дело, «верно и прилежно оное отправлять», но и «в одежде чисто содержатися» и в «обхождении недерзостно поступать» [8] .

Реформы Петра в области этикета жестко вводились в жизнь: обрезались бороды, укорачивались женские платья, образцы новой одежды расклеивались на улицах, был даже установлен срок донашивания старой одежды —1705 г.

С конца XVIII в. происходит офранцуживание русской культуры и этикета, в оборот входят понятия комильфо, петиметра, кокетки. В то же время появляется введенное в оборот литератором П. Д. Боборыкиным в 60-х гг. XIX в. понятие интеллигента как носителя высокой духовности, культуры, таких качеств, как гражданская ответственность, высокое сознание долга, честность, трудолюбие, естественность поведения, душевная тонкость, мягкость к людям, «гордость мысли» (Л. Я. Толстой), общественная активность [9] .

Новое время укрепило нравственный смысл многих правил внешнего поведения. Чувство собственного достоинства становится базовым в этикете, утверждая самоценность человека.

Любой этикет уходит корнями в нравственную полезность тех или иных действий, приобщает человека к определенной социальной группе, дисциплинирует его, формирует чувство ответственности. Практическое совпадение «красивого» поведения и его нравственного смысла свойственно было еще периоду античности, обозначаясь у древних греков понятием «калокагатия» (греч. kalos — прекрасный, agathos — добрый).

В поступках человека, его поведении, характере взаимодействия с окружающими находит выражение его нравственная позиция. Правила этикета создавались в силу объективной необходимости удовлетворить социальную потребность во взаимодействии, привязанности, поддержке, уважении и признании другими людьми, в самоуважении. Поэтому этикетные правила органически включены в сложную систему нравственной сферы жизнедеятельности человека, основными структурными элементами которой являются нравственное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность и нравственное поведение.

Выработка правил поведения человека в обществе диктуется объективной потребностью выживания и нормального функционирования социального организма, необходимостью приглушить заложенные в человеке природные инстинкты и противопоставить им правила человеческого общежития, основанные на взаимном уважении и взаимоподдержке. Как отмечалось ранее, одно из древнейших требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности, а с конца XVIII в. утвердившееся как «золотое правило нравственности», гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Особенно остро потребность в реализации «золотого правила нравственности» испытываем мы в наши дни, когда общество захлестнули эгоизм и разобщенность, а понятие альтруизма, кажется, уходит необратимо в прошлое. «Тысячелетия назад, — отметил в Нобелевской лекции А. Д. Сахаров, — человеческие племена проходили суровый отбор на выживаемость, и в этой борьбе было важно не только умение владеть дубинкой, но и способность к альтруистической взаимопомощи членов племени. Сегодня все человечество в целом держит подобный же экзамен» [10] .

В русском языке еще в начале XX в. слово «этикет» встречалось в значении «ярлык» для бутылок или товаров с названием фирмы. Несмотря на созвучность и корневое сходство, понятия «этика» и «этикет» сблизились довольно поздно. Однако генетическая и функциональная связь между ними существовала всегда.

Тем не менее достаточно широко распространена точка зрения, согласно которой этикет как элемент внешнего поведения человека органически не связан с его нравственностью. Человек с изысканными манерами, с детства воспринявший внешнюю атрибутику воспитанности, в определенной ситуации может обнаружить в своих поступках и высокомерие, и бездушие, и безнравственность. Думается, что такой человек вряд ли долго сможет вводить в заблуждение окружающих его людей относительно права называться человеком культурным, воспитанным, интеллигентным. Внешняя форма поведения, утратившая нравственную основу, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и пренебрежения к людям, которое рано или поздно становится очевидным.

Внешние формы поведения только тогда становятся элементом и показателем истинной культуры человека, когда они наполняются нравственным содержанием, служат внешним выражением и оформлением уважения к другому человеку, к его достоинству, искреннего желания и готовности помочь, поддержать, оказать услугу.

Именно нравственная обусловленность этикета служит важнейшим подтверждением того, что правила поведения создавались не по прихоти скучающих вельмож или отдельных социальных групп, а в силу объективной необходимости упорядочить, облагородить отношения людей, сделать их более теплыми и человечными.

«Холодная» или «хамская» вежливость не имеет ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, усвоенные и соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с легкостью отступать от них, о чем образно писал еще И. А. Гончаров в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» [11] , сравнивая человека порядочного и человека хорошего тона.

При всем сходстве нормы морали и правила этикета имеют много различий.

Во-первых, в отличие от норм морали, указывающих человеку лишь общее направление в ситуации морального выбора, правила этикета носят более или менее жесткий регламентирующий характер в зависимости от конкретной ситуации.

Во-вторых, регламентирующий характер этикета освобождает человека от необходимости осуществлять моральный выбор: его правила лишь информируют о том, как должно поступать человеку в той или иной ситуации, практически не оставляя ему выбора и предлагая лишь следовать установленному порядку.

В-третьих, если общественное пространство действия моральных норм неограниченно, то ситуационный характер правил этикета подчеркивает локальность их действия, продиктованную конкретной ситуацией, за пределами которой то же правило может оказаться неуместным.

В-четвертых, в отличие от норм морали, обращенных ко всем и каждому, независимо от пола, возраста, статуса, вероисповедания, правила этикета всегда имеют четкую адресность, строго дифференцируясь по признакам пола, возраста, социального происхождения, статуса, иногда по национальным или родственным признакам, что находит выражение в ситуациях приветствия, обращения, общения, прощания и т.д.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Женский
0 комментариев
No Image Женский
0 комментариев
No Image Женский
0 комментариев
No Image Женский
0 комментариев
Adblock detector